Описание работы:
Какова же на самом деле человеческая природа? Можно ли избавиться от зла? Откуда взялись нравственные предписания? Способен ли человек жить по заповедям, которые он провозглашает? Вот неполный круг вопросов, которые осмысливаются в специфической области знаний — этике. Человеческие поступки обусловлены не только разумом. У человека есть совесть — нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Первые представления о совести мы обнаруживаем в Древнем мире. Своеобразная феноменология совести описывается, скажем, в древнекитайских текстах с помощью категорий «долг» и «стыд». Представление о долге в конфуцианстве неразрывно связано с категориями «жэнь» и «ли». «Жэнь» — это главная характеристика благородного человека. «Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым... Почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успеха. Если человек добр, он не может использовать других». Долг древнего китайца — следовать ритуалу, который имеет небесное происхождение и является отражением принципов бытия. Постоянство китайцы хотели иметь на Земле, а не по ту сторону жизни. Отсюда значительность роли, которая отводится ритуалу (знаменитые китайские церемонии) и чувству долга. Феномен стыда оказывается произвольным: его обнаружение обусловлено человеколюбием и долгом. Человек испытывает стыд, отходя от предписаний ритуала. Понятие долга существовало и в индийской культуре. Впервые представления о долге сложились в пределах концепции риты — нравственного порядка мира. Долг имеет внешний источник, но наши обязанности по отношению к нему открываются благодаря кодане — силе, находящейся внутри нас. ...
|