Описание
работы: Культура не рождается вне природы Природа и культура
действительно противостоят друг другу. Но, по выражению русского философа
Павла Александровича Флоренского (1882-1937), они существуют не друг
против друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда не дается нам без стихийной своей подосновы, служащей ей средой и материей.
Например, даже могучие технические сооружения, которые в известной мере
противостоят природе, не были бы возможны без тех материалов, которые даны
ею. Культура не рождается из воздуха, вне природы. В основе всякого
явления культуры лежит некое природное явление, «возделываемое»
культурой. Даже огонь — этот дар культуры — рождается из органики, из
природного вещества. Человек как носитель культуры не творит ничего из
пустоты. Он лишь образует и преобразует природное, стихийное. Однако,
по мнению русского философа, природа никогда не дается нам без культурной
своей формы, которая ограничивает ее и делает доступной познанию. Мы глядим
на зыбучие пески и воспринимаем их как пустыню, т.е. нечто, известное
нам в сравнении, допустим, с оазисом. Природа не входит в наш разум,
не становится достоянием человека, если она не преображена предварительно
культурной формой. П.А. Флоренский приводил такой пример. Мы видим на небе
не просто звезды, а некое созвездие, скажем Большую Медведицу. Но ведь
название дано не природой. Это наблюдающий человек через призму
культуры разглядел в небе нечто, напоминающее ему огромную медведицу.
Созвездие — это уже форма, приданная природе культурой. Здесь обнаруживает
себя ряд предварительных условий созерцания — понятий, образов, схем,
теорий, методов, выработанных культурой. Противоположностью
культурного человека является вовсе не . природный человек, а варвар —
человек, не знающий культуры. Именно так античные греки называли тех, кто
еще не вошел в лоно культурного творчества. Это слово они употребили
позже по отношению к тем племенам, которые разрушили античность как
колыбель европейской культуры. Разумеется, у этих варваров была своя
культура. Но греки, переживавшие тогда высочайший взлет духа, окрестили
их именно как врагов, отвергателей культуры. Варварство можно
понимать как докультурное состояние — таков основной смысл данного
слова. И все-таки если отнести к культуре только все внеприродное, то многие феномены культуры окажутся как бы несуществующими. Представим
себе для примера йогическую культуру. В ней нет ничего надприродного. Йог
развивает собственные психологические и спиритуальные, т.е. духовные
ресурсы. Однако достижешля йогов, несомненно, входят в сокровищницу
культуры. Психологическая культура йогов — это крайний случай, так как человек имеет дело с нематериальной средой — психикой. Однако разве
только здесь мы сталкиваемся с культурой невещественной. Вся человеческая
деятельность — это, в первую очередь, работа его сознания, а сознание,
мысль — это и культурное явление и средство культурного творчества. Человеческие творения возникают первоначально в мысли, и лишь затем
превращаются в знаки и предметы. В культуре всегда есть нечто конкретное:
это определенный ,род и способ творчества. Каждый человек создает зону
собственного культурного творчества. Поэтому в пространстве и
времени существуют различные культуры, ее разные формы и очаги. ...
|