Описание работы:
В разные эпохи ценностное отношение к труду было не одинаковым. Были эпохи, когда труд был в почете, но иногда все решительно менялось. Правда, ни одна из религий не исповедовала отрицательного отношения к деятельности. В религиях практический, рациональный элемент всегда представлен достаточно отчетливо. Разумеется, в некоторых из них земной аспект подчеркивался особо. Даже те религиозные системы, которые исповедуют отрешенность от мира с его повседневными заботами и страстями, не отвергают труда. Если верующий настолько отошел от реальности, что погрузился в молитвенное созерцание, то это вовсе не означает, что мирская деятельность отвергается им. Будда, к примеру, наставлял пахаря: «Вспахав эту пашню, ты избавляешься от страданий». Можно полагать, что среди всех религий буддизм в большей мере отлучен от земного, мирского. При этом ожидание нирваны (блаженного слияния с Абсолютом) — единственное реальное блаженство, которое жизнь может даровать человеку. Однако эта религиозная система не отрицает повседневное, мирское. Буддизм не подвергает гонению материальное, хотя и не культивирует, не внедряет его. К материальному просто не следует стремиться. В то же время обладание им оправдано, хотя и предполагает способность равнодушно наслаждаться благами жизни. Буддист не пытается увеличить объем обладаемого. Кстати, некоторые исследователи буддизма не без основания полагают, что установка буддизма, направленная на то, чтобы «победить себя», вооружает верующего, раскрепощает его энергию и призывает спокойно принимать любые удары судьбы. Все это благотворно сказывается на вполне земном, даже утилитарном, прагматическом отношении буддиста к жизни, активизирует его труд и энергию. ...
|